Современный автомобильный дизельный двигатель должен быть экологичным, с максимально чистым выхлопом. Существует статистика по негативному воздействию на окружающую среду: один грузовик с дизелем Евро-0 можно приравнять к десяти грузовикам с Евро-6. Вряд ли среди нас найдутся желающие тянуться по трассе на подъеме за грузовиком, окутанным клубами дыма, или стоять на светофоре рядом с дымящим автобусом. Свой вклад в улучшение экологической ситуации в стране вносит и одно из самых молодых моторостроительных производств России – совместное предприятие «КАММИНЗ КАМА», созданное партнерами Cummins Inc. и ПАО «КАМАЗ» 15 лет назад. Производство начиналось с выпуска двигателей семейства Cummins серии В уровня Евро-3. Сейчас с конвейера «КАММИНЗ КАМА» сходят двигатели двух серий: Cummins серии B рабочим объемом 4,5 и 6,7 литра, с диапазоном мощности от 140 до 310 л.с., а также моторы Cummins серии L рабочим объемом 8,9 литра мощностью от 340 до 400 л.с. Эти двигатели уже выполняют нормы токсичности уровня Евро-5, и на заводе готовятся к запуску производства Евро-6. Эта эволюция – вклад «КАММИНЗ КАМА» в сохранение экологии России.
Автомобильные моторы, изготовленные на СП «КАММИНЗ КАМА», преимущественно применяет Камский автозавод, где при переходе с норм Евро-3 на Евро-4 и далее отдали предпочтение технологии селективной каталитической нейтрализации SCR. Поэтому все автомобильные двигатели Cummins из Набережных Челнов также оснащаются системой SCR с впрыском водного раствора мочевины в выпускную систему. Это устройство нейтрализует оксиды азота (NOx), и на выходе из глушителя получаются безвредные азот и водяной пар.
Сам глушитель-нейтрализатор изготовлен из качественной нержавейки, раствор мочевины подается под давлением и распыляется через свою форсунку. Управляется электронным блоком управления двигателем.
Одним из факторов, обеспечивающих бесперебойность работы системы нейтрализации отработавших газов с SCR, является качество самого раствора мочевины (карбамида). Важно использовать оригинальную продукцию проверенных производителей, не допуская применения контрафакта и тем более – явных подделок. Если ранее, в конце 2000-х годов, в России была только импортная мочевина с названием AdBlue, то ныне ее лицензионное производство освоено на семи отечественных предприятиях. Однако в России в продаже до сих пор попадаются и канистры совершенно неизвестных производителей, наполненные вовсе не раствором технически чистой мочевины в деминерализованной воде, а замесом дешевых сельскохозяйственных удобрений на воде из водопровода. Такая поддельная мочевина содержит нежелательные примеси, негативно воздействующие на систему нейтрализации ОГ автомобиля. Поэтому рекомендуется приобретать качественный водный раствор карбамида в надежных торговых точках и АЗС и требовать сертификаты. Еще один способ отличить «правильный» раствор мочевины от подделки – проверить его плотность, которая при 20 º С должна быть в пределах 1,087-1,093 г/см³. Для сравнения: плотность электролита в АКБ 1,24-1,29 г/см³, только теперь измерять плотность придется не ареометром, а специальным рефрактометром. При требуемой плотности в составе качественной жидкости для системы SCR по нормам ISO 22241-2-2009 будет содержаться 32,5% карбамида и 67,5% воды.
Расход раствора мочевины обычно составляет 3-6% от расхода горючего в зависимости от различных факторов. При этом, как отмечают все производители грузовиков, с системой SCR наблюдается уменьшение расхода дизельного топлива на 4-5% по сравнению с машинами с сажевым фильтром. Важно учесть, что ранее цена литра AdBlue в России даже превышала стоимость литра дизтоплива, но сейчас в целом снизилась примерно до 40-50 % от его стоимости. Казалось бы, перевозчику нет особого смысла экономить, отключая систему нейтрализации… Однако SCR иногда все же отключают, не задумываясь о последствиях. В первую очередь используют возможность перевода двигателя в аварийный режим, когда система SCR «засыпает». Аварийный режим включается, когда мочевина закончилась в дороге, а также при любых неисправностях, приводящих к повышенному содержанию NOx в ОГ. Первоначально в аварийном режиме не ограничиваются мощность и момент, автомобилю дается возможность добраться до ближайшего сервиса или АЗС. Затем, после многократного предупреждения водителя и только после очередной остановки, момент двигателя уменьшается на 40%. Работать с такой настройкой двигателя очень затруднительно.
Но именно по этому принципу стремятся обмануть электронику: например, имитируют замерзание температурного датчика или отсутствие жидкости. Ставят электронные «обманки», изменяют калибровки. Часто пытаются разбавить водой раствор мочевины. Но система SCR определяет, что нейтрализация идет неэффективно, и увеличивает дозу впрыска разбавленного реагента. Еще более варварский способ – установка электронного блока управления двигателем Евро-3 вместо Евро-4 или Евро-5. В любом случае возникает сбой в управлении работой мотора, возможен перегрев, изменение цикловой подачи топлива. При избытке распыляемой солярки оплавляются поршни… Стоимость ремонта мотора многократно перекроет мнимую экономию на AdBlue.
Но чисто эксплуатационные проблемы с системой SCR могут возникнуть и при применении лицензионной AdBlue. И здесь не стоит игнорировать загоревшийся индикатор «Check Engine». Возможно засорение системы, попадание в реагент грязи, дизтоплива и т.п. В системе нейтрализации SCR есть сменные картриджные фильтры, один фильтр установлен на насосе, второй – на трубке заборника в резервуаре с раствором мочевины. Периодичность замены составляет 120 тыс. км или 2,5 тыс. моточасов. Как показывает опыт эксплуатации грузовиков КАМАЗ с двигателями Cummins Евро-4 и Евро-5, при своевременной замене фильтров нет случаев замены насоса из-за загрязнения и износа. Еще одна особенность системы SCR — при остановке двигателя система 60 секунд выкачивает жидкость из трубопроводов обратно в бак, а затем продуваются сжатым воздухом сам насос, трубки и форсунка. С одной стороны, это предотвращает замерзание AdBlue в системе в морозы. С другой – уменьшает вероятность кристаллизации раствора в магистралях системы при длительной стоянке а/м. Слой кристаллов все равно образуется, но наращивается постепенно, как накипь в чайнике, уменьшая проходное сечение. Кристаллы довольно твердые, однако легко смываются теплой водой. Поэтому для профилактики регламент техобслуживания предписывает промывать водой линию и форсунку каждые 50 тыс. км, либо ежегодно, если автомобиль используется не так интенсивно.
Еще важный момент связан с продувкой системы нейтрализации. Часто водители, заглушив двигатель, сразу же отключают и питание, и полноценной продувки не происходит. Массу АКБ надо отключать на минуту позже! Как элемент защиты насоса и форсунки сейчас на грузовики КАМАЗ устанавливают реле задержки отключения массы.
В заключение необходимо сказать, что несмотря на кажущуюся сложность системы, она достаточно проста и неприхотлива. И если она установлена на автомобиле для соблюдения повышенных экологических норм, давайте поддерживать ее в рабочем состоянии.
В конце концов, от этого зависит то, чем мы будем дышать сегодня и завтра.
Источник: http://cummins.ru/content/система-нейтрализации-cummins-технологии-scr-евро-5